Разминка

Размышления о пении
Когда человек поёт, его Душа обретает крылья

Что такое голос, в том числе голос певческий? Если продолжить мысль И.Канта: »Рука – это мозг, выведенный наружу», - можно сказать, что голос это – Душа, выведенная наружу.

Певческий голос рождается в 16-18 лет, до 30-ти - формируется, а всю оставшуюся жизнь – совершенствуется.

Очень большое значение придавал голосу филосов Рудольф Штайнер, и ему принадлежат слова: «Если бы люди пели, пели больше и, прежде всего, пели правильно, на земле совершалось бы меньше преступлений».

Голос уникален так же, как зрачки или отпечатки пальцев,

В мире существует много вокальных школ и, как правило, они друг другу противоречат. Почти каждый большой мастер уверен, что его система - единственно верная.

Это напоминает то, что происходит в религии: у каждой религии – свой Бог, но если верующий идёт к Любви, Свету, Добру – все они встречаются в одной точке. Только называется эта точка по-разному. У одних это – Христос. У других Будда. У третьих – Аллах, Кришна, Творец, Природа, космический Разум, Совесть. Перечислять можно до бесконечности….

Так и в вокале: одни педагоги говорят – озвучивайте себя, инструмент внутри нас (Троянова), другие – посылайте звук далеко вперёд, озвучивайте пространство перед собой. Одни – напирайте на живот, другие – подожмите. Одни – открывайте рот, как можно шире, другие – наоборот, не рекомендуют это. Но настоящие мастера тоже приходят, пусть и разными путями, к той точке, в которой голос звучит идеально, и тогда рождаются Шаляпин, Батистини, Карузо, Мария Калас ,Монтсерат Кабалье, Лемешев, Й.Шмидт и др.

Так что если работа идёт на раскрытие, освобождение, комфортные ощущения от пения, мы - на верном пути. И тогда пение – это влюблённая, изумлённая, летающая Улыбка. Ведь все эти ощущения помогают голосу открыться и освободиться от напряжения.

Благодаря чему звучит голос? Образно говоря, голос «стоит» на трёх китах: дыхании, свободе и резонаторах.

I. Дыхание

Дыхание – основа жизни. Правильное дыхание – залог здоровья. Без него человек не только петь не сможет, но и не проживёт даже нескольких минут. Какое дыхание нужно брать при пении? Здесь тоже нет единого мнения. Одни вокальные школы учат дышать нижними рёбрами, другие – животом, третьи рекомендуют брать дыхание в спину, дышать всем поясом, наконец, а некоторые педагоги вообще стараются не фиксировать на этом внимание ученика. И так же, как в религии, неизвестно, кто из верующих прав, когда они спорят друг с другом. Бывает, что никто. Правда там, где они приходят к общему знаменателю, там точно правда. Так и вокалисты, при всех разногласиях по поводу дыхания, сходятся в том, что при вдохе нельзя поднимать плечи, дышать ключицами, брать много воздуха.

Очень способствует правильному вдоху активный выдох или сброс дыхания. Как говорил знаменитый баритон Батистини: выдохни всё и отпусти, воздух войдёт сам. Замечательный образ дал своим ученикам вокальный педагог Зверев: «Представьте себе резиновую грушу, выжмите из неё весь воздух и отпустите. Воздух войдёт сам, и войдёт его столько, сколько этой груше нужно». Вокалисты это называют малым дыханием. Ведь главное - не взять много, а расходовать экономно. Поэтому важно не только то, как ты взял дыхание, но и как ты его сберёг. Кроме того, важно понять, какое дыхание комфортно твоему голосу: можно взять дыхание, раздвинув рёбра, можно взять дыхание в живот, можно - в спину, главное петь после этого как бы на вдохе. Это и называется - петь на дыхании, на опоре. Есть специальные упражнения, которые помогают экономно расходовать воздух, не допускать его утечки. Например, упражнение с пёрышком или со свечкой. Или упражнение с книгой на животе. Хорошо помогают не допустить утечки воздуха упражнения Багрунова.

Ну, и конечно, замечательный помощник в работе над дыханием – парадоксальная дыхательная гимнастика А.С. и А.Н. Стрельниковых. Александра Северовна придумала эту гимнастику для своей дочери Александры Николаевны, чтобы вернуть ей голос. И потом они обе проводили эту гимнастику в жизнь со своими учениками, т.к. обе были вокалистками. Они восстанавливали голоса певцам, актёрам, лекторам…. К ним присылали солистов Большого театра, с узлами на связках, и они, с помощью своих упражнений, рассасывали узлы, избавляя певцов от операции! А то, что эта гимнастика оказалась полезной не только для голоса, но и для здоровья, выяснилось уже позже, как побочное явление. Гимнастика Стрельниковых не только укрепляет связки и помогает правильно распределить воздух, но и оздоравливает весь организм в целом.

В работе певца огромную роль играет воображение. Очень полезно представлять себе, что звук - как бы продолжение вдоха. Вообще, оборот «как бы» во время занятий пением совершенно необходим, он помогает создавать образы, которые певец использует для достижения наилучшего качества звука. К примеру, Шаляпин говорил: »Я пою пятками»А ещё он говорил: «Все звуки я беру из живота» и пел с двумя поясами, внизу живота и на пояснице.

Ещё один очень важный момент: о начале пения, принято говорить : вдох, задержка, звук. Но миг, который следует за вдохом (то, что перевели с итальянского словом «задержка»), в оригинале звучит, как «caesura»(разделение), по-немецки -«luft pausa»(воздушная пауза). Это – как миг между прошлым и будущим, во время которого вошедший воздух готовится превратиться в звук. И происходит волшебство (а ведь волшебство - это и есть превращение): организм, наполненный воздухом, начинает звучать. И здесь очень важно почувствовать, что вошедший воздух нужно не задержать (это всегда насилие), а сохранить, не допустить его утечки, затаить. И происходит таинство превращения воздуха в звук! Можно сказать, что пение – это звучание на удержанном или затаённом вдохе. Ведь если воздуху дать уйти, голос будет сиплым, а если его запереть, это приведёт к зажиму. Что же остаётся? Поймать после вдоха состояние изумления, «ах!» и сохранить в себе это ощущение, т.е. петь как бы на этом «ах»! Тогда утечка воздуха минимальна, а звук будет полётным и чистым. Полина Виардо говорила своим ученицам: »Когда берёшь дыхание, ты должна испытать экстаз». И если сохранить во время пения это ощущение экстаза,- звук будет свободным и летящим, как вдохновение (жизнь на новом вдохе)

II. Свобода

Тело певца это живой музыкальный инструмент, и голос живёт внутри этого инструмента. Красивым и сильным голос может родиться только в свободном теле. Но свобода должна быть не безвольной и вялой, а пружинистой и упругой. Не должно быть зажимов и напряжений, ни физических, ни психологических, что не менее важно. Пружинка не статична (в статике всегда зажим), но и не расслабленна. Она гибкая и упругая. И тело певца должно как пружинка, находится в состоянии аллертности. Аллертность (очень хорошо это описывает И.Ефремов – автор романа «Лезвие бритвы») – состояние тела, когда все мышцы в тонусе, в постоянной готовности к движению, к действиям. Аллертность не означает напряжения. Это состояние характерно для животных, например, тигр перед прыжком (ещё не прыгнул, но уже готов). Тело в состоянии аллертности всегда красиво. Ведь что такое свобода? Это – отсутствие зажимов. Свободно звучащий голос течёт по телу, как кровь – по жилам. И как кровь, сгущаясь, образует тромб, так мышечный и психологический зажим- тромб для голоса. Кстати, слово «тон» - это - «звук» и «натяжение»! Поэтому тело певца должно быть всегда в тонусе, т.е. - не напряжено, а натянуто, как звучащая струна. Освободиться от напряжения помогают ощущения улыбки, мягкого зевка, потягивания, влюблённости, изумления, полета. Все эти состояния раскрывают человека и способствуют свободному течению его голоса. Зевок, открывает » второй рот», изумление – «второй нос». Эти образы тоже помогают раскрытию и освобождению голоса.

Где бы ни возникло напряжение, оно непременно перейдёт на гортань. А гортань должна быть абсолютно свободна. Вокалисты говорят: »Гортань – заминированная зона». У йогов горловая чакра (вишутха) – это чакра творчества. А ведь любое творчество – это рождение. И когда человек говорит или поёт тоже происходит рождение, только не физическое, а духовное, - рождение звука.

Голос - явление физическое, но это не материя, данная нам в ощущения, его нельзя потрогать. Его можно только услышать. И, возможно, человеческий голос - это связующая нить между тонким миром и миром физическим, посредник между Небом и Землёй. Не отсюда ли: «вначале было Слово…»!? И наше тело – музыкальный инструмент, проводник, который помогает (или мешает) голосу родиться. Только если тело абсолютно свободно, голос тоже родится свободным. Где бы ни был зажим, каким бы он ни был – физическим или психологическим - гортань зажмётся тоже. И это обязательно отразится на голосе.

Где может образоваться зажим? Да где угодно! Но есть места, в которых напряжение возникает чаще всего. Это - плечевой пояс (всё время проверять, не поднимаются ли плечи, свободны ли мышцы воротниковой зоны). Это - шея (она должна быть гибкой, как стебелёк). Это - колени (не случайно и в восточных боевых искусствах, и в гимнастике ци–гун, и в гимнастике Стрельниковых, коленки пружинят: это помогает снять напряжение). Это – нижняя челюсть: самая напряженная мышца в теле, она не расслабляется даже во сне! Её следует не просто опустить, её нужно отпустить (вообще слово «отпустить» очень помогает расслабиться и физически, и психологически). Нижняя челюсть должна быть абсолютно расслабленной и свободной.

Упражнения, для освобождения нижней челюсти:

- упражнение Д.Е.Огороднова: прямыми пальцами мягко нажать на щёки, разжав зубы, и звучать на гласной «у» на любой комфортной внизу ноте, чувствуя, как раскрывается гортань и освобождается нижняя челюсть. Это упражнение исполняется на мотив детской песенки:»Сидит ворон на дубу: у-у-У----у-у-У» и т.д.

-Хорошо открыв рот, можно почувствовать пальцами ямочки перед ушами, на уровне козелков, петь при этом лучше гласную «а». Язык лежит распластано у нижних зубов или на нижней губе, как собачка у ног хозяина. Очень помогает почувствовать свободу ощущение мягкого полузевка.

- Третьим пальцем нажать ямочку на подбородке, мягко опуская нижнюю челюсть, на гласной «а»

-Ребром ладони дотронуться до уголков губ. И тоже петь при этом гласную «а».

Все упражнения - петь! Нельзя научиться петь без звука, как без воды – научиться плавать.

Для чего нужно хорошо открывать рот? Чтобы с помощью управляемых мышц нижней челюсти, языка растянуть неуправляемые мышцы гортани, нёба и т.д. Другими словами, это помогает открыть «второй рот» и дает возможность петь без напряжения.

III. Резонаторы

Слово резонанс происходит от французского слова resonance – звучать, откликаться и resonantia –отголосок, отзвук. Резонаторы увеличивают силу звука, не потребляя при этом никакой внешней дополнительной энергии. Поэтому задача певца – максимально освободить от напряжения гортань и голосовые связки, активизируя при этом резонаторы. Как говорят вокалисты: «Петь надо на проценты, не трогая основного капитала», т.е. петь, направляя звук в резонаторы, чтобы горло было абсолютно свободно от напряжения. Резонаторы помогают звуку проявиться, и они есть везде, где есть воздушное пространство, ограниченное оболочкой. А воздух есть практически во всех частях тела: в костях, в альвеолах, в лобных пазухах, в гайморовых полостях и т.д. И получается, что всё наше тело – это живой резонатор. Может быть, и голова наша сотворена круглой (в форме купола) для лучшего звучания голоса. И не случайно любой храм (церковь, костёл, мечеть, синагогу) венчает купол. И во всех храмах звучит живой музыкальный инструмент – голос. Тело храма – это его корпус. Душа храма – музыка, звучащая в нём. Точно также и тело человека – храм, где голова – купол (не отсюда ли кумпол?), туловище – корпус, ноги – столбовой фундамент храма. А тело певца – это ещё и живой музыкальный инструмент. И голос, рождающийся внутри, - душа этого инструмента.

Итак, всё тело поющего, каждая его клеточка являются резонатором. Хотя общепринято говорить о двух резонаторах: головном и грудном. Они для певца являются главными усилителями звука, т.к. там больше всего воздушного пространства. Но, когда поёшь, помнить нужно о том, что звучит всё тело, и внутри, и снаружи. И очень важно чувствовать это каждой клеточкой. Тогда «голос внутри нашего тела сам формирует себе пространство» (Л.И.Шульгина).

Головной резонатор отвечает за высокие ноты. Грудной – за низкие. Но в вокале всё парадоксально (Как верхушки деревьев отражаются в глубине озера, а корни – у поверхности, так и в пении: чем выше нота, тем глубже она берётся, чем ниже – тем светлее и выше её следует петь). И для того, чтобы не петь фальцетом и не пищать, высокие ноты следует черпать снизу, направляя их в грудной резонатор. А низкие ноты, чтобы не рычать и не звучать грубо, следует петь светло, направляя их в голову. Тогда звук облагораживается. При соединении головного и грудного резонаторов образуется микст, смешанное звучание. Микст помогает выравнивать звуки, направлять их в одну точку. Одна вокалистка говорила об этом так: «соедините нос со спиной», т.е. головной резонатор с резонатором грудным. Когда идёшь вниз, думай, что идёшь вверх. И наоборот, мелодия идёт вверх, а звук при этом берётся снизу, каждая следующая нота черпается из-под ноты предыдущей. Получается, что голос течёт как бы по одной горизонтальной линии, независимо от высоты звука (горизонтальное пение). Хороший пример приводила певица и режиссёр С.С.Савочкина: »Представь себе наклонную полочку, на которой стоят чашки. Высокие чашки (ноты) – наверху полочки, низкие – внизу. Что произойдёт с чашками? Разобьются. Полочка должна быть горизонтальной!»

Все вокалисты всех времён и народов, каких бы школ они ни придерживались, стремятся к ровности звука, а идти к этому можно разными путями. Главное, чтобы ученику этот путь был комфортен. Голос, как маленького ребёнка, нужно понуждать, но нельзя принуждать!

Ещё один очень важный момент в работе певца: формирование гласных. Ведь голос (глас) звучит на гласных буквах, и от того, как певец формирует гласные, во многом зависит качество его голоса. Гениально просто о формировании гласных сказала Г.М. Троянова: «Гласные не надо произносить, они текут по твоему торсу, каждая следующая - за предыдущей. Произносить следует согласные, а о гласных - только думать»

И если представить себе ту горизонталь, по которой текут высокие и низкие звуки, и ту вертикаль, по которой текут гласные, то мы увидим, либо ось координат, либо крест, либо плюс, либо параллели и меридианы (всё зависит от воображения). И идеальным будет тот певец, у которого все звуки и все гласные будут попадать в одну точку: точку пересечения, точку отсчёта, точку нуля, перекрестье или центр земли, - неважно. В этой точке происходит и выравнивание регистров, и выравнивание гласных, т.е. то главное, к чему следует стремиться, занимаясь пением.

И ещё о гласных и согласных: гласные несут эмоцию, согласные - смысл. Гласные –душа, согласные – тело слова. Гласные должны быть долгими, а согласные произносятся в самый последний момент, очень коротко, но очень при этом чётко, утрированно.

Шаляпин говорил: «есть буква «р» - есть пол дикции». Ведь согласные не только помогают нести гласные, но и укрепляют дыхание. Замечательно сказал один певец: «согласная – это конь, который несёт всадника, гласную».

Голос сопровождает человека всю его жизнь, от первого вдоха до последнего выдоха, голос – это живое существо внутри нашего тела. А тело - инструмент, в котором голос рождается и звучит. Когда человек поёт, тело превращается в музыкальный инструмент, единственный нерукотворный музыкальный инструмент, созданный самой природой. И также как ребёнка нужно воспитывать, но нельзя это делать через насилие, так и голос нужно развивать, но так, чтобы не было дискомфорта. Поэтому ученик должен прислушиваться не только к рекомендациям педагога, но и к своим ощущениям. В вокале важны две вещи: вокальный слух педагога и память на ощущения ученика. Был в России педагог по вокалу, итальянец, который говорил своим ученикам только два слова: »круглё» или «не круглё», и ученик должен был запомнить свои ощущения, если было «круглё». При этом происходит идеомоторная реакция: человек подумал о каком-то образе или действии, и действие совершается. Поэтому лучше всего в вокале работают образы, ощущения, а не физиологические представления. Например -не опусти гортань, а зевни, не подними твёрдое нёбо, а – изумись, не расслабься, а простони и т.д. Слова «как бы» - ключевые в такой работе. И педагог – только фонарик, который освещает путь. Ученик должен пройти этот путь собственным голосом. Ни одна, даже самая лучшая вокальная школа не может быть догмой. Голос уникален, и певцу следует, примеряя к себе то, что предлагает ему педагог, найти то, что наиболее приемлемо и комфортно для его голоса. Во время пения очень важно ощущение физического удовольствия. Это – один из главных критериев правильности пения. Тогда певец может петь без устали столько, сколько его душе угодно.